Статьи

Безопасный эскорт в море

Существует множество неверных представлений о том, что же, на самом деле, представляют собой эскортные буксиры (escort tug). Зачастую люди предполагают, что любой буксир, связанный с движущимся судном, осуществляет сопровождение (эскорт), но это, не совсем так.

Что такое эскортный буксир?

Когда буксир не передает своего усилия на сопровождаемый объект и скорость связанных судов не превышает 6 узлов, то такая ситуация определяется как режим поддержки судна. Для истинного рассмотрения возможностей сопровождения, буксир должен иметь возможность безопасно и эффективно обеспечивать рулевое управление и торможение на скоростях, превышающих 6 узлов. Обычно, это происходит в режиме «косвенной» буксировки, используя сочетание гидродинамического подъема и лобового сопротивления корпуса и скега, обеспечивая, тем самым, натяжение буксировочного троса, и силы тяги двигательной установки для поддержания позиции.

Эскортные буксиры требуются, в основном, в двух случаях. Во-первых, для обеспечения поддержки движущемуся в узком канале судну, которое не может обеспечить такую навигацию самостоятельно (таким образом, требующим помощь в рулежке от буксира). Во вторых, эскортные буксиры используются в качестве средства обеспечения безопасности в ситуациях, когда груз является особо ценным, или чувствительным к окружающей среде, или же когда судоходный путь критически важен. В этом случае, буксир должен обеспечить требуемую скорость или курс судна при запросе от штурмана.

Есть несколько факторов, указывающих на то, что буксир подходит для подобной работы, но все они могут быть обобщены до понятий «безопасность» и «эффективность». Кроме того, и классификационные общества, и внутренние требования судостроителей диктуют определенные критерии, которые должны непременно обеспечиваться. Для того, чтобы быть эффективным, буксир должен иметь правильно спроектированный корпус и скег с характеристиками, которые достаточно сильно отличаются от характеристик обычных буксиров, осуществляющих поддержку судам. Размер и расположение скега, в паре с гидродинамическими характеристиками корпуса имеют сильное влияние на величину рулевого и тормозных усилий, которые может создавать буксир. Он также должен иметь достаточную пропульсивную тягу, для обеспечения правильного позиционирования на всех требуемых скоростях.

Что касается безопасности, то есть несколько аспектов для рассмотрения, но, главным образом, это остойчивость и буксировочное оборудование. Буксир должен иметь достаточный запас остойчивости в этой очень динамически меняющейся ситуации для правильного противодействия чрезвычайно высокому кренящему моменту, который возникает при эскорте. Кроме того, все буксировочное оборудование: лебедка, трос, скобы и т.д. должны быть специально спроектированы для выполнения предполагаемой операции. Для лебедки это может включать активную систему натяжения для предотвращения провисаний троса и воздействию на него рывковой нагрузки. Все компоненты должны быть разработаны с достаточным запасом прочности, чтобы избежать поломок, которые могли бы подвергнуть экипаж буксира и сопровождаемого судна опасности.

Остойчивость и безопасность буксира

По сравнению с обычными судовыми буксирами, эскортные буксиры нуждаются в большей метацентрической высоте и более высоком надводном борте, чтобы противостоять ожидаемому буксировочному сопротивлению и растущими из-за непрямой буксировки волнами. Для остойчивости также важно, чтобы точка буксировки (там где трос покидает палубу) была как можно ниже, а потенциальные точки затопления должны быть как можно выше и находиться ближе к центру палубы.

Размер имеет значение. Эскортные буксиры, как правило, имеют длину в диапазоне 28-40 метров. Буксиры длиной менее 25 метров не могут создать достаточной косвенных гидродинамических сил своим корпусом и килем. Буксиры длиной превышающей 45 метров могут создать очень большие усилия для эскорта, но ими значительно сложнее управлять и они не достаточно маневренны.  По этой причине, буксиры длиной более 40 метров редко используются. Конечно, прочность буксировочного оборудования на сопровождаемом судне может также стать ограничивающим фактором для чрезмерных усилий при эскорте.

Для улучшения и согласования критериев остойчивости для эскортных и обычных буксиров, IMO адаптировала требования в Международном кодексе остойчивости судов (Intact Stability code 2008) в новой редакции,  которая вступит в силу в январе 2020 года.

Критерии остойчивости класса для разработки эскортных буксиров основываются на квазистатических спокойных условиях, хотя, в действительности, эскортные операции подвержены динамическим воздействиям из-за волн и маневрирования. Чтобы помочь капитану буксира следить за остойчивостью в терминах величин углов поперечной качки, компания Robert Allan Ltd. разработала справочную карточку, которую необходимо разместить на мостике.

Шпаргалка по безопасным углам крена для эскортных буксиров

На такой «шпаргалке» отчетливо показаны зоны безопасных углов крена и номинальную скорость для эскорта. Выделены три зоны углов крена:

  • NORMAL (зеленая) — для средних (стабильных) углов крена
  • CAUTION (желтая) — для максимальных динамических (моментальных) углов крена
  • CRITICAL (красная) — где безопасные пределы превышены.
Границы зон углов крена являются производными от энергетических коэффициентов кренения, основываясь на кривых плеч статической остойчивости (GZ).

Очевидно, что для сохранение силы воздействия на сопровождаемое судно и углов крена в пределах безопасных зон, требует, чтобы капитан буксира имел достоверную информацию о скорости, буксировочном усилии и текущем угле крена на мостике в режиме реального времени. Обязательное наличие информации на дисплее, отображающей степень натяжения буксировочного троса и угла крена на буксирах отражено в Правилах классификации судов классификационного общества Bureau Veritas и ведется работа по введению этого пункта в Правила других классификационных обществ. Также ведется работа с поставщиками лебедок и наклономеров (инклинометров), над способами автоматизации свойств безопасности и сигналов тревоги лебедок.

Поддержание превосходного показателя безопасности для операций, связанных с эскортными буксирами должно быть приоритетным для конструкторов, классификационных обществ, операторов буксиров, судовладельцев и администраций портов.

Компания НПО Маремаг следует передовым мировым практикам в области обеспечения безопасности морских операций и реализовала рекомендации, разработанные компанией Robert Allan Ltd. и связанные с индикацией и оповещением об опасных углах крена для эскортных буксиров  в своем электронном судовом инклинометре серии СКДПС.

По материалам Robert Allan Ltd.

12.08.2020 Приложения , , ,